; ;

Деятельность

Информация о деятельности

Счетной палаты Алтайского края

Тезисы выступления председателя Счетной палаты Алтайского края Миненка В.В. на комитете АКЗС по бюджету и налогам о результатах проверки «Проверка законности и эффективности использования средств Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края»

ТЕЗИСЫ

выступления председателя Счетной палаты Алтайского края

Миненка Виктора Владимировича на комитете Алтайского краевого

Законодательного Собрания по бюджету и налогам по вопросу рассмотрения

информации о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности

и эффективности использования средств Фонда развития курортной

инфраструктуры Алтайского края»

 

26 марта 2019 года

 

 Счетной палатой Алтайского края по предложению Алтайского краевого Законодательного Собрания в I квартале 2019 года проведена проверка законности и эффективности использования средств Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края.

В ходе проверки рассмотрены вопросы, касающиеся оценки достаточности и своевременности принятия нормативных правовых и иных актов, регламентирующих вопросы администрирования доходов краевого бюджета от поступления курортного сбора и использования бюджетных ассигнований Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края; правильности планирования доходов, а также полноты выполнения функций главного администратора доходов краевого бюджета от поступления курортного сбора; правомерности, целевого и эффективного использования бюджетных ассигнований Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края.

За 2018 год в краевой бюджет поступило курортного сбора в сумме 18329,3 тыс. рублей или 54,0% от первоначально утвержденных значений, в январе 2019 года – 2240,7 тыс. рублей или 4,5% от суммы, предусмотренной в законе о краевом бюджете на 2019 год.

Прогнозирование поступления курортного сбора в 2018 году было основано на данных, представленных управлению Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности администрацией г. Белокурихи за 2016 год. При этом при расчете плановых поступлений курортного сбора управлением были использованы показатели, не имеющие статистического обоснования.

Так, из данных, используемых при расчете, не были исключены отдыхающие, проживающие на территории эксперимента в течение одних суток, а также часть категорий граждан, освобождаемых от уплаты курортного сбора. В результате количество граждан, проживающих на территории эксперимента, по данным отчета о поступлении курортного сбора в 2018 году составило 69,2 тыс. человек при прогнозном значении 97,0 тыс. человек (140% от фактического).

Кроме того, при расчете прогнозного поступления курортного сбора был использован показатель средней продолжительности проживания – 12 дней, при этом средняя фактическая продолжительность проживания граждан в 2018 году составила 9 дней.

В сумму курортного сбора, планируемого к поступлению в 2018 году, были включены платежи, поступившие в декабре указанного года, подлежащие зачислению в соответствии с действующим законодательством в доходы краевого бюджета следующего финансового года.

Отрицательное влияние на поступление сумм курортного сбора оказало и присутствие на рынке гостиничных услуг г. Белокурихи большого числа лиц, не включенных в реестр операторов курортного сбора.

На низкое поступление курортного сбора непосредственное влияние оказывает и отсутствие системной работы по привлечению неплательщиков курортного сбора («отказников») к административной ответственности.

Из 46 человек, отказавшихся от уплаты курортного сбора в 2018 году, решения о привлечении к административной ответственности вынесены только в отношении 2 человек на сумму 1,4 тыс. рублей.

Помимо этого, на крайне низкое поступление административных штрафов влияет установленный 30-дневный срок (в Ставропольском крае – 3 рабочих дня, в Краснодарском крае – 5 рабочих дней) для направления оператором курортного сбора уведомления о невозможности удержания курортного сбора в управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности. При этом общий срок для привлечения «отказников» к административной ответственности составляет 2 месяца.

Из поступившей в 2018 году суммы курортного сбора (18329,3 тыс. рублей) администрацией г. Белокурихи фактически израсходовано 5705,3 тыс. рублей (31,1%). Средства курортного сбора направлены на выполнение работ по благоустройству лесов, прилегающих к курортной зоне, расчистку поросли и уборку валежника, на благоустройство левого берега реки Белокуриха, приобретение, поставку и установку скамеек и урн.

Управлением Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности фактически не осуществлялся контроль за соблюдением операторами курортного сбора возложенных на них функций.

Только по истечении 8 месяцев с момента введения на территории Алтайского края платы за пользование курортной инфраструктурой (курортного сбора) управлением Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности утвержден Порядок предоставления операторами курортного сбора сведений, необходимых для осуществления мониторинга хода эксперимента, сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора Алтайского края, а также учета плательщиков курортного сбора и лиц, освобождаемых от его уплаты.

Помимо этого, управлением Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности до настоящего времени не утверждены методика прогнозирования доходов краевого бюджета от поступления курортного сбора; административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за исполнением операторами курортного сбора требований законодательства в сфере проведения эксперимента.

В результате операторами курортного сбора допускались многочисленные нарушения в части своевременного перечисления курортного сбора (22 операторами на сумму 1428,4 тыс. рублей); направления сведений о лицах, отказавшихся от уплаты курортного сбора (2 из 5 проверенных операторов курортного сбора не направили сведения по 110 «отказникам»); предоставления достоверной информации (4 из 5 проверенных операторов курортного сбора).

По результатам контрольного мероприятия можно сделать вывод, что в целях реализации эксперимента по развитию курортной инфраструктуры на территории Алтайского края приняты необходимые нормативные правовые акты. При этом ряд локальных актов, реализующих положения законодательства в сфере развития курортной инфраструктуры, либо не принят, либо принят несвоевременно.

Отсутствие системной работы по привлечению неплательщиков курортного сбора к административной ответственности оказывает негативное влияние на платежную дисциплину.

Так же существует риск не выполнения показателей, предусмотренных в соглашении «О предоставлении иного межбюджетного трансферта из Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края» от 31.07.2018, заключенного между администрацией г. Белокуриха и управлением Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, в части не достижения темпа роста туристского потока.

Итоги контрольного мероприятия рассмотрены коллегией Счетной палаты Алтайского края с участием представителей управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, администрации г. Белокуриха. В их адрес были направлены представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, в том числе предложено организовать работу по выявлению лиц, не включенных в реестр операторов курортного сбора и предоставляющих на территории г. Белокуриха гостиничные услуги и (или) услуги по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) осуществляющих деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений).

Счетная палата Алтайского края предлагает пересмотреть установленный краевым законом срок, во время которого оператор курортного сбора направляет уведомление о невозможности удержания сбора, в сторону его сокращения с 30 до 5 дней и использовать результаты контрольного мероприятия при разработке законопроекта, направленного на изменение действующего закона Алтайского края от 01.11.2017 № 76-ЗС «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае».

JoomShaper